ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРОДАВЦА
Современные товарно-денежные отношения между покупателями и реализаторами товаров выстраиваются под девизом «Клиент всегда прав». Обилие у продавцов обязанностей при полном отсутствии прав порождает возникновение ситуаций так называемого потребительского экстремизма. Каким образом работники прилавков могут защитить свои права, существует ли закон о защите продавцов?
О чем говорит законодательство права продавца?
В РФ единственным законодательным актом, содержащим перечень прав продавцов, является закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 года, который распространяется на защиту прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении госнадзора за реализацией товаров. В соответствии со статьей 13 данного закона, продавец имеет право:
- ознакомиться с результатами контроля и указать в акте свое согласие или несогласие с ними;
- присутствовать при проведении контрольных мероприятий, давать пояснения по вопросам проверки;
- в административном или судебном порядке обжаловать действия (или отсутствие действий) контролирующих лиц;
- получить возмещение убытков, которые были нанесены во время мероприятий госнадзора.
Основные права продавцов по отношению к покупателям определены ГК РФ и законом № 2300-1 от 07.02.92 года «О защите прав потребителей». Этими законодательными актами предусмотрены меры, которые могут применяться для восстановления доконфликтного положения продавца и его репутации. Рассмотрим конкретные примеры.
Когда клиент неправ?
В соответствии с п. 3 ст. 486 ГК РФ, в случае несвоевременной оплаты товара, продавец имеет право потребовать не только возврата стоимости товара в полном объеме, но и оплаты процентов за неисполнение финансовых обязательств. Размер процентов определяется на основании действующей банковской процентной ставки.
Согласно статье 18 ФЗ № 2300-1, продавец обязан обменять некачественный товар, возместить его стоимость или произвести гарантийный ремонт. Потребители часто злоупотребляют своими правами при реализации этого закона о продавцах. Они предъявляют чрезмерно завышенные требования, указывая недостатки, являющиеся спецификой товара, или преднамеренно наносят повреждения, добиваясь возврата стоимости товара и дополнительного морального ущерба.
Чтобы оценить ненадлежащее качество товара, необходимо назначение экспертизы, которая проводится за счет продавца, и может быть довольно дорогостоящей.
Статья 25 закона о защите прав потребителей также обязывает продавца произвести замену непродовольственного товара соответствующего качества, если он не подошел покупателю по цвету, размеру, форме и т. д. Данный закон о продавцах является наиболее спорным. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда потребители, пользуясь незнанием продавцами своих прав, предъявляют к ним незаконные требования.
Например, покупательница, собираясь на вечеринку, приобретает коктейльное платье, надевает его, не снимая ярлыка, а затем на следующий день приносит это платье в магазин, мотивируя это тем, что оно не подошло к новым туфлям (сумочке, фигуре, глазам и т. д.). Или покупатель, купив одну книгу, постоянно обменивает ее, превращая книжный магазин в библиотеку.
Закон о правах продавца предусматривает обязательный досудебный порядок разрешения всех спорных вопросов. Для того, чтобы обменять товар, покупатель должен обратиться к продавцу с письменным заявлением, указав свои претензии. Только после получения письменного ответа от продавца покупатель может обратиться в суд для разрешения конфликта. Например, аргументированно отказать в обмене товара продавец может по следующим причинам:
- покупателем был превышен 14-дневный срок со дня совершения покупки;
- покупатель пытается обменять товар, бывший в употреблении (отсутствует товарный вид, фабричные ярлыки и пломбы);
- у потребителя отсутствует кассовый или товарный чек;
- покупатель пытается вернуть товар, который содержится в перечне товаров, не подлежащих возврату и обмену (предметы личной гигиены, швейные изделия, изделия из драгметаллов и многие другие).
В российском законодательстве не существует конкретного закона о защите прав продавца, поэтому споры с потребителями имеют сложную юридическую конструкцию, а один неверный шаг может повлечь за собой массу проблем. Именно поэтому при возникновении каких-либо спорных вопросов продавцам следует прибегнуть к квалифицированной помощи специалистов.