Сценические драпировки одежды сцены. Все о тканях, монтажу и уходу

Сценические драпировки – это тканевые занавеси, оформляющие сцену и скрывающие техническое оборудование. К ним относятся фоновые театральный занавес (задники), боковые кулисы и верхние падуги, и все это часть одежды сцены. Они выполняют две основные функции: техническую (маскируют закулисное пространство, световое и звуковое оборудование, разделяют сцену на зоны) и декоративную (создают атмосферу и впечатление у зрителя с первых секунд). В данном пособии рассматриваются виды тканей для разных элементов драпировки, сравнительные характеристики материалов, а также рекомендации по монтажу и уходу. Структура разбита на разделы с подзаголовками, таблицей и списками для удобства восприятия.
Виды сценических драпировок и используемые ткани
Фоновые занавеси (задники)

Задник – это фон сцены, расположенный в глубине. Он может быть однотонным или с нарисованной декорацией. Ткани для задников подбираются в зависимости от поставленных задач:
- Плотные задники – используются для полного закрытия пространства задней стены. Часто применяются тяжелые бязевые полотна или холст для росписи, а также непрозрачный блэкаут. Например, в театрах задники нередко изготавливают из гладкой хлопковой ткани, пригодной для нанесения рисунка или печати.
- Прозрачные/полупрозрачные задники – применяются для световых эффектов. Это может быть вуаль или шифон, пропускающие свет. Такие ткани позволяют создавать глубину сцены: при фронтальном освещении они выглядят как плотный фон, а при подсветке сзади становятся полупрозрачными, открывая взору заднее пространство.
- Специальные задники – например, хромакей (зеленый или синий фон) из хлопкового мольтона или синтетической ткани с огнезащитой для киностудий, или циклорама – большой бесшовный белый фон (часто из плотного хлопка), используемый для имитации неба и игр света.
Примечание: Задники обычно шьют из гладких материалов без ворса, чтобы на них можно было проецировать изображение или наносить рисунок. Цвет и фактура зависят от требований постановки – от нейтральных черных/серых фонов до красочных художественных полотен. Главное требование – отсутствие блеска, чтобы фон не давал нежелательных бликов от софитов.
Боковые кулисы

Кулисы – вертикальные занавеси по бокам сцены, формирующие ее границы слева и справа. Они закрывают от зрителя закулисье и позволяют актерам незаметно выходить на сцену. Кулисы обычно располагаются парами на разной глубине сцены, разделяя пространство на планы. Основные характеристики тканей для кулис:
- Высокая плотность и непрозрачность. Кулисы должны эффективно блокировать свет, чтобы за ними скрывались люди и оборудование. Часто используются плотные бархатные или велюровые занавеси глубокого темного цвета (черного, бордового и пр.). Бархат обладает густым ворсом, почти не отражает свет и создает полный светопоглощающий эффект, его также используют для другой театральной мебели.
- Матовые ткани. Помимо бархата, распространены менее дорогие, но тоже матовые и плотные ткани: например, сценический мольтон (тяжелая хлопковая материя с двусторонним ворсом) или блэкаут. Мольтон черного цвета хорошо гасит свет и звук, являясь популярным решением для бюджетных кулис и маскировки пространства сцены.
- Огнестойкость. Все ткани для кулис обязательно обрабатываются огнезащитными пропитками или изготавливаются из негорючих волокон (например, полиэстер Trevira CS). Пожарная безопасность – критичный аспект, так как вертикальные полотна по бокам сцены большие по площади.
- Цвет. В классическом театре кулисы чаще темные (черные или темно-синие), чтобы не отвлекать внимание. Однако в концертных и эстрадных залах могут применяться и цветные кулисы из декоративных тканей, если это задумано дизайном сцены. В любом случае материал выбирается непрозрачный и достаточно тяжелый для красивой драпировки складками.
В драматических театрах традиционно используются черные бархатные кулисы – они создают эффект «черной рамки», фокусируя внимание на сценическом действии. В современных мультимедийных залах могут применять серые или синие кулисы из блэкаута, которые при необходимости подсвечиваются цветными прожекторами для смены атмосферы.
Верхние падуги
Падуга – горизонтальная драпировка, подвешенная над сценой. Она закрывает верхнюю часть сценической коробки, скрывая софиты, фермы, коммуникации и крепления декораций. По сути, падуга – это «потолочный» занавес, образующий рамку сверху, аналогичный по функции боковым кулисам. Как правило, на каждой паре кулис приходится своя падуга (количество падуг соответствует количеству планов кулис на сцене).
Особенности тканей для падуг:
- Та же ткань, что и для кулис. Падуги обычно шьют из материала того же типа и цвета, что и боковые кулисы, чтобы вместе они образовывали единую рамку. Например, если кулисы черные из мольтона, то и падуги делаются из него же. В порталах с декоративным оформлением первую (ближнюю к зрителю) падугу иногда называют арлекин – ее могут шить из того же роскошного бархата, что и главный занавес, с декоративной отделкой. Но остальные падуги в глубине сцены, как правило, более простые и функциональные (матовые черные или темные полотнища).
- Ширина и драпировка. Падуга по размерам шире, чем пролёт сцены, с запасом по краям. По высоте (спуску) она относительно невысокая (несколько метров, в зависимости от высоты сцены), лишь чтобы прикрыть оборудование. Ткань берется с запасом на сборку (складками) либо шьется точно по размеру рамы. Главное – плотность: падуга не должна просвечивать, ведь за ней часто скрыты яркие приборы.
- Легкость конструкции. Хотя ткани плотные, падуги не должны быть чрезмерно тяжелыми, чтобы не создавать нагрузку на верхние подвесы. Поэтому иногда для падуг выбирают более легкий габардин или блэкаут, особенно в небольших залах, вместо тяжелого бархата. Габардин – прочная плотная ткань с матовой текстурой и меньшим весом, способная обеспечить нужное затемнение.
При использовании нескольких падуг (многоплановая сцена) чаще всего все они однотонные и нейтральные. Это позволяет универсально применять их под разные спектакли. Если нужен декоративный эффект (например, небесно-голубая падуга для имитации неба), то используют сменный задник или специальные проекции, а базовые падуги остаются техническими (обычно черными).