Макиавелли | Ивановский трикотаж

Макиавелли

«Госуда́рь» (итал. Il Principe; встречается и более близкий к оригиналу, но менее точный перевод «Князь»; наиболее точный перевод — «Принцепс») — трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Первоначально книга носила название: De Principatibus (О княжествах).

макиавелли государь купить книгу был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли. Книга являлась фундаментальным трудом своего времени по систематизации сведений о государстве и управлении им.

По форме правления государства (Stati) делятся на республики (Repubbliche) и монархии (Principati). Макиавелли описывает три формы прихода к власти: сила оружия (armi, forza или violenza), удача (fortuna, фортуна) или добродетель (virtù). Поскольку удача не во власти человека, Макиавелли останавливает свое внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно дополняет другое. «Вооруженные проповедники побеждают» (Profeti armati vinsono), пишет он. Макиавелли подчеркивает, что государь иногда должен уподобляться животным (bestia), из которых он выделяет лису (volpe) и льва (lione). Лишение власти происходит вследствие лишению внешней силы (forza) или народного презрения (disprezzato), если государь обнаруживает явные пороки или нарушает «образ жизни» той страны, которой правит.

Из добродетелей Макиавелли вслед за Аристотелем особо выделяет щедрость (liberalita — состоятельность как качество свободного человека). Далее следует милосердие (clemenzia), хотя для государя она приобретает особый смысл, поскольку допускает жестокость для предотвращения беспорядков. Также Макиавелли среди добродетелей перечисляет благоразумие (prudenza) и гуманность (umanita). Добродетель он ценит как репутацию (riputazione), которая позволяет избежать ненависти и презрения за постыдные поступки.

Единство страны образуют язык (lingua), нравы (costumi) и обычаи (ordini). Хотя Макиавелли обращал внимание, что la natura de’ popoli è varia — природа народа непостоянна (гл.VI). При описании внутренней структуры общества Макиавелли разделяет народ (popolo) и грандов (grandi). Мудрый государь (Principe prudente) правит балансируя между теми и другими. Макиавелли высоко ценит французский парламент (Parlamento), поскольку он позволяет следить и контролировать амбициозных оппонентов внутри страны.

Источником своих знаний Макиавелли называет опыт (esperienza), из которого он выводит «общие правила» (regola generale). Опыт управления государь должен черпать в истории. Макиавелли восхищается такими авантюристами как Агафокл (гл.VIII), которые смогли достичь успеха (gloria), не обладая ни добродетелью, ни удачей. Напротив, Агафокл славился жестокостью (crudeltà) и бесчеловечностью (inumanità). Рассматривая этот и подобные ему исторические примеры Макиавелли пользу (utili) ставит выше добродетели. Это следует из того, что народ больше ценит успешного правителя, чем добродетельного, поскольку именно успех правления способствует общему благу. В контексте великой цели он допускает справедливую войну (guerra è giusta). В XVII главе своего трактата Макиавелли отмечает низкую природу людей, замечая, что они в массе своей неблагодарны (ingrati), непостоянны (volubili), лживы (simulatori), боязливы (fuggitori).